Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные куры повышения квалификации, семинары и конференции, посещение уроков коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. Учитель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: в профессиональной сфере (знание своего предмета), в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.), в сфере педагогической психологии и т.п. В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение уроков коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом учитель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную. В начале учебного года мы, педагоги, выбираем тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Тему учитель выбирает исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план (программу) работы над поставленной перед собой проблемой. В предлагаемом варианте личная программа самообразования учителя начальных классов включает в себя следующие пункты: 1. Ф.И.О. педагога 2. Образование 3. Тема самообразования 4. Сроки работы над темой самообразования 5. Цель 6. Задачи 7. Основные вопросы 8. Предполагаемый результат 9. Форма самообразования 10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой 11. Практический выход 12. Форма отчета по проделанной работе. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Отчёт по работе можно представить в виде презентации. Самообразование учителей. Работа над методическими темами: • «Роль творчества в оптимизации учебного процесса» • «Обеспечение развития и коррекции эмоциональной сферы ребенка» • «Сотрудничество и сотворчество - как основные виды взаимодействия младших школьников в рамках ФГОС» • «Развитие навыков выразительно чтения и творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения в рамках стандартов II поколения» • «Развитие орфографических навыков и творческой активности младших школьников на уроках русского языка в рамках стандартов II поколения» • «Место УУД в образовательной программе начальной школы» • «Возрастные особенности развития коммуникативных УУД у младших школьников» • «Требования к подготовке учителя к работе по новым стандартам» • «Как организовать деятельностный подход на уроках в начальной школе» • «Информационная среда ОУ как возможность достижения качества образования и эффективного обеспечения реализации ООП НОО» • «Педагогические технологии в реализации ФГОС. Оценка достижений планируемых результатов» • «Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников» Подготовила старший методист ИМДК отдела образования Администрации Ковернинского муниципального района Воронова Е.Е.
|